Цепи велосипедные

Бренд / Производитель
Тип
Количество скоростей
Количество звеньев

Цепи велосипедные – бывают разные по ширине, длине, материалу, бывают полузвеньевые для трюков и полнозвеньевые для всего подряд. Разные виды ставятся на многоскоростные системы и существуют отдельные цепи для односкоростных велосипедов.

Выбор велосипедной цепи

Велосипедная цепь – деталь трансмиссии, передающая усилие от ведущей передней звезды на ведомую заднюю звезду, в результате чего крутится заднее колесо. Она учувствует в преобразовании мускульной силы ног человека в движение велосипеда.

Любая цепь состоит из металлических звеньев, которые обычно (за исключением Half- Link) поочередно собираются из полузвеньев: внешнего и внутреннего и соединяются между собой пином с роликом. Полузвено состоит из двух пластин, надеваемых на пин по краям ролика. При вращении звездочки, ее зубья цепляются за ролики, приводя тем самым ее в движение. Одно полузвено образует «шаг».

Добавлять или удалять можно только по полному звену, длина почти любой модели кратна 1 дюйму, кроме халфлинк моделей. У них длина звена составляет 1/2" (12,7 мм.), это позволяет точнее подобрать длину.

При выборе цепи необходимо учитывать:

  • тип цепи;
  • количество передач кассеты;
  • наружную и внутреннюю ширину цепи;
  • количество звеньев;
  • качество материала.

 

1. Типы.

Существует 4 типа велоцепей:

  • Для односкоростных байков (Single-speed) и планетарных втулок.
  • Обычные для многоскоростных байков – лучший вариант для любителей, самые прочные. Отличительной особенностью всех многоскоростных цепей является наличие небольшого зазора между пластинами, который дает возможность звеньям изгибаться вбок.
  • Облегченные - отличаются пустотелыми пинами и перфорацией в пластинах. Вес легче на 20-25 процентов, прочность хуже, растягиваются сильнее, стоимость больше. Пользуются спросом только у гонщиков, у которых на счету каждый лишний грамм веса.
  • Халфлинк (Half-link) - модификации с одним повторяющимся звеном. У них нет внешних и внутренних звеньев, все они  одинаковые. Подогнать под нужную длину их легче. По сравнению с обычными, прочность немного хуже, растягиваются чуть сильнее.

 

2. Ширина цепи, количество передач кассеты.

Наружная ширина цепи выбирается в зависимости от количества звезд кассеты. Чем больше передач, тем цепь уже.

В характеристиках цепи обычно указывается, на сколько передач она рассчитана. Если этот параметр не указан, то наружную ширину можно подобрать по следующей табличке.

Табл. 1. Зависимость ширины цепи от количества задних передач.

Ширина, мм

Число звезд кассеты

8,7-11

1

8,7

4-5

7,8

6

7,3

7

7,05-7,1

8

6,6

9

5,85-6,2

10

5,5

11

 

Наружную ширину можно посмотреть в маркировке цепи, она обозначается «Pin length», что переводится как длина пина. Если наружная ширина больше, чем это расстояние, то цепь не сможет стать на свое место на звезде, ей будет мешать соседняя шестеренка.

В маркировке часто указывается не только наружная, но и внутренняя ширина цепи, это расстояние между пластинами внутреннего звена. Это значение связано с толщиной звездочек. Естественно, что тонкая цепь не сядет на широкие звезды. Внутренняя ширина может быть:

  • 11/128" (2,18 мм) – применяется для 9-ти, 10-ти скоростных кассет (9, 10, 18, 20, 27 и 30 скоростей трансмиссии);
  • 3/32" (2,38 мм) – применяется для 6-ти, 7-ми, 8-ми скоростных кассет (6, 7, 8, 18, 21, 24  скоростей трансмиссии);
  • 3/16" (4,76 мм) – устаревший стандарт для односкоростных великов;
  • 1/8" (3,18 мм) – современный стандарт для односкоростных байков и велосипедов с планетарной втулкой.

 

3. Количество звеньев.

Количество звеньев цепи влияет на ее длину и натяжение. Число звеньев должно быть таким, чтобы цепь была правильно натянута и нормально переключались все передачи. На разных велосипедах нормальная длина цепи отличается, она зависит от размера рамы, длины лапки задней перекидки, кассеты и системы. Поэтому, перед покупкой новой цепи пересчитайте число звеньев старой цепи и учтите это при выборе.

 

4. Качество материала.

Такие важные параметры как прочность, долговечность, коррозийная стойкость и вес цепи зависят от:

  • материала;
  • примененных при изготовлении технологий, таких как химическая и термическая обработка;
  • наличия специального покрытия или напыления.

В качестве материала, при изготовлении применяются различные марки стали, значительно отличающиеся по прочности.

Цифровой индекс в названии цепей Шимано, например HG54, говорит о качестве, чем больше, тем лучше. Так, HG74 лучше, чем HG54, а HG94 лучше, чем HG74.

Ориентировочно качество примененной марки стали можно определить визуально, в зависимости от цвета. Самая высококачественная сталь имеет серый матовый цвет. Средний по качеству материал – никелированная сталь, отличается белым блестящим цветом. Черный цвет боковых пластин указывает на то, что применен вороненый или черненый металл - это довольно низкое, но не самое худшее качество. Желтоватый отлив пластин указывает на самое низкое качество.

 

5. Маркировка.

По маркировке можно определить все геометрические параметры цепи. Обычно параматеры записываются в две, а иногда в три строки.

Пример маркировки:

   1/2" x 11/128" – 118 links

   Pin length  6,6 mm

Цифры в маркировке означают:

  • Первая цифра (1/2") – шаг, он одинаков у всех моделей.
  • Вторая цифра (11/128") – внутренняя ширина звена.
  • Третья цифра (118 Links) – число звеньев.
  • Цифра во второй строке (Pin length 6,6 mm) - длина пина или наружная ширина.

В третьей строке иногда указывается параметр «Прочность на разрыв», например 800 кгс. Это означает, что цепь может выдержать нагрузку без разрыва до 800 кгс.