Выбор рулевой колонки и ее компонентов.
Рулевая колонка обеспечивает плавность и легкость вращения руля и вилки в стакане рамы. Легкость и плавность вращения достигается за счет подшипников.
В процессе эксплуатации, детали колонки постепенно изнашиваются, когда появляются заметные люфты, колонка требует замены или ремонта. Поэтому вопрос выбора и покупки рулевой и ее компонентов актуален.
При выборе рулевой колонки и компонентов (подшипников, адаптеров, чашек колец, пауков и др.), необходимо учитывать следующие параметры:
- тип конструкции колонки;
- диаметр штока и стандарт вилки;
- диаметр рулевого стакана рамы;
- стандарт колонки.
1. Типы конструкции колонок.
По конструкции рулевые колонки делятся на:
- Резьбовые (Threaded). Совместимы с вилками, на штоках которых нарезана резьба. Сегодня считается устаревшим типом, применяются в основном на бюджетных байках. Преимуществом является легкость регулировки высоты руля, недостатком - низкая прочность соединения.
- Безрезьбовые. Совместимы с вилками без резьбы. Применяются в большинстве современных велосипедах, кроме бюджетных прогулочных. Основное преимущество – высокая прочность соединения.
Безрезьбовые модели подразделяются на:
- Не интегрированные классические (Threadless или Aheadset). Часто устанавливаются в разные типы байков. Состоят из двух чашек с проточкой под подшипники, которые располагаются выше рулевого стакана рамы. Сборка осуществляется следующим образом: чашки впрессовываются в стакан рамы, потом надеваются подшипники, которые защищаются от грязи пыльниками, по краям находятся кольца. Вся конструкция соединяется внутри штока якорем и крышкой с затяжным болтом.
- Полу-интегрированные (Zero Stack). Конструкция и фиксация похожи на предыдущий тип, основное отличие - подшипники размещаются внутри стакана рамы, а снаружи находится только кольцо и пыльник. Этим обеспечивается лучшая защита от пыли и более длительный срок эксплуатации. Легко собирается и обслуживается. В качестве подшипников применяются шариковые и промышленные модификации.
- Интегрированные (Integrated System). Конструкция отличается отсутствием чашек. Подшипники впрессовываются прямо в стакан рамы. В стакане должно быть проточено место под подшипники. Применяются только промподшипники, поэтому надежность и долговечность на высоте. Защита от пыли также отличная.
Также в продаже имеются особые конструкции, разработанные той или иной компанией:
- Campagnolo Hiddenset. Разновидность полу-интегрированной рулевой, в которой применяются конические чашки и подшипники.
- Perdido. Разновидность полу-интегрированной рулевой с особым размером чашек и подшипника, которые утоплены более глубоко в раму.
- Columbus. Разновидностью без резьбовой колонки с особыми размерами подшипника.
Стакан рамы, в котором размещается колонка, представляет собой короткую трубу. Она может быть различной формы:
- стандартной;
- конусообразной.
Конусообразная форма обеспечивает дополнительную прочность, она позволяет выдерживать повышенные нагрузки, которые часто возникают при экстремальном катании на горных баках.
2. Выбор типа и стандарта колонки по диаметру штока вилки и рулевого стакана рамы.
При выборе рулевой необходимо учитывать стандарт штока вилки и диаметр рулевого стакана рамы. Также влияет форма штока и стакана (прямая или конусообразная).
Чтобы определить стандарт установленной на велосипеде вилки, необходимо замерить диаметр штока у основания и на выносе. Далее можно воспользоваться табличкой, приведенной ниже.
Таблица №1.
Диаметр штока вилки на выносе, мм
|
Диаметр штока вилки у основания, мм
|
Стандарт вилки
|
25,4
|
26,43
|
1" JIS
|
25,4
|
27,03
|
1" JIS
|
28,6
|
30,015
|
1⅛"
|
31,8
|
33
|
1¼"
|
38,1
|
39,76
|
1.5"
|
28,6
|
39,76
|
1⅛" – 1,5" tapered (конус)
|
Чтобы подобрать подходящий тип и стандарт колонки, необходимо замерить внутренний диаметр рулевого стакана рамы. Зная диаметр стакана и стандарт вилки, можно подобрать колонку по табличке приведенной ниже.
Таблица №2.
Внутренний диаметр стакана, мм
|
Тип колонки
|
Стандарт колонки
|
29,9
|
Не интегрированная
|
1" JIS
|
30,1
|
Не интегрированная
|
1" JIS
|
33,95
|
Не интегрированная
|
1⅛" Standard
|
36,95
|
Не интегрированная
|
1¼" Standard
|
41,4
|
Полуинтегрированная
|
1" ZeroStack
|
44
|
Полуинтегрированная
|
1⅛" ZeroStack
|
49,61
|
Не интегрированная
|
1,5" Standard
|
55,95
|
Полуинтегрированная
|
1,5" ZeroStack
|
38,15
|
Интегрированная
|
1" Cane Creek Integrated Standard
|
41,1
|
Интегрированная
|
1⅛" Cane Creek Integrated Standard
|
42
|
Интегрированная
|
1⅛" Italian/Campagnolo Integrated Standard
|
47
|
Интегрированная
|
1¼" Integrated Standard
|
52,1
|
Интегрированная
|
1.5" Integrated Standard
|
Конус 44-55,95
|
Полу-интегрированная
|
1⅛" – 1,5" ZeroStack tapered
|
Пример: диаметр штока вилки на выносе 28,6 мм, диаметр штока у основания 39,8 мм. Рулевой стакан рамы конусный, с внутренним диаметром 44 мм вверху трубы и 55,95 мм внизу. Согласно таблице №1 вилка стандарта 1⅛" – 1,5" tapered (конус). Выбираем по таблице №2 полу-интегрированную колонку стандарта 1⅛" – 1,5" ZeroStack tapered. К этому стандарту относится много колонок, например AUTHOR ACO-А13H.