8 (800) 333 21 75 Бесплатно для РФ

Манетки и шифтеры на велосипед

Бренд / Производитель
Количество скоростей
Расположение

Манетки и шифтеры на велосипед – устройства на руле, с помощью которых производится переключение передних и задних передач. Встречаются триггерного типа (рычажки) и шифтеры (грип-шифтеры, как на мотоциклах). Различаются передаточным соотношением (seam, shimano), весом, количеством передач и другими параметрами.

 

Выбор велосипедных манеток.

Манетки — это переключатели, расположенные на руле велосипеда, которые управляют переключением передач. Их еще называют шифтерами. Смена скоростей происходит в результате передачи усилия от шифтера к перекидке передач через тросик, проложенный в специальном кожухе – рубашке.

При выборе манеток необходимо учитывать:

  • расположение на руле (левое или правое);
  • вид конструкции;
  • тип управления;
  • совместимость с перекидкой передач;
  • количество передач;
  • классность.

 

1. Расположение и вид.

Правая манетка обычно  управляет задними передачами, левая передними. Соответственно, для управления переключением передач на кассете нужно выбирать правое расположение, для управления передачами на системе – левое.

По конструкции манетки делятся на три вида:

  • тригерные;
  • grip-shift;
  • Dual Control.

1.1. Тригерные манетки.

Самый распространённый вид, который можно встретить и на дешевых байках и на топовых. Принципом действия и конструкцией они особо не отличаются, но имеют существенное отличие в качестве, надежности, удобстве и четкости работе, а также дизайне.

Переключение осуществляется в результате нажатия на два рычажка. Нажатие на верхний меленький рычажок ослабляет натяжение троса, ровно на столько, чтобы переключилась передача. Нижняя большая лапка натягивает трос на одну передачу вверх. Современные высококлассные тригерные шифтеры позволяют переключить сразу 3-4 передачи за один ход рычажка.

После переключения, рычаги возвращаются в исходное положение, это позволяет нажимать их одним пальцем, не отрывая ладоней от руля.

Тригерные манетки могут выпускаться в одном корпусе с тормозными рукоятками, это называется моноблок. Такие конструкции чаще встречаются в начальном классе, например SHIMANO Altus, более высококлассные переключатели обычно изготавливаются отдельно от тормозной рукоятки. Это повышает ремонтопригодность, ведь в случае поломки механизма торможения или переключения, приходится менять весь блок.

1.2. Грипшифты (grip-shift).

Одни из самых простых и в то же время удобных переключателей. Они похожи на мотоциклетную рукоятку, вращением которой осуществляется натяжение или ослабление троса. Иногда встречается рукоятка на всю длину ручки руля, но чаще только на 2 пальца.

В чем их преимущество перед тригерными? В том, что при переключении передач вообще не нужно разжимать пальцы и расслаблять хват руля, нужно просто повернуть рукоятку. Это просто, удобно и позволяет полностью контролировать байк на сложных участках пути. К тому же, они имеют компактную форму и редко ломаются.

Недостатком grip-shift можно назвать меньшую четкость переключения, поэтому ими комплектуют в основном байки начального и среднего любительского уровня. Качественные грипшифты выпускает компания SRAM, у SHIMANO такая продукция представлена только в низшем сегменте – в группе Tourney.

1.3. Dual-control

Переключение скоростей осуществляется тормозной рукояткой. Она имеет несколько степеней свободы, для торможения нужно нажать на эту рукоятку, а для переключения передачи – поднять или опустить ее в поперечной плоскости.

Это дорогостоящее оборудование, которое устанавливалось несколько лет только в дорогих горных байках. Но, особого успеха такое оборудование не имело, поскольку цена высокая, а надежность не очень. Поэтому, сегодня применяется довольно редко, хотя, в продаже еще можно встретить Dual-control, ведь и у него есть свои приверженцы.

 

2. Тип управления.

Управление может быть:

  • Фрикционное – нет четких границ переключения, натяжением тросика выставляется необходимое положение суппорта, который в определенный момент обеспечивает переброс цепи по звездам. В новых моделях фрикционное управление не применяется, его можно встретить только в старых велосипедах.
  • Ненумерованное, с храповым механизмом. На шифтере нанесены стрелки вверх или вниз, которые указывают, куда будет переключена передача при вращении рукоятки в ту или иную сторону. Для переключения нужно повернуть рукоятку на несколько щелчков. Такие шифтеры применяются в самых бюджетных байках, для управления передним 3-х скоростным суппортом.
    • Индексное – более удобное управление с храповым механизмом и четкими пронумерованными положениями переключателя, каждое из которых соответствует той или иной передаче - 1, 2, 3 и т.д.

 

3. Совместимость с перекидкой передач.

Чтобы манетка была совместима с перекидкой, нужно чтобы совпадал производитель и количество передач. Дело в том, что у Shimano и Sram разное соотношение длины хода тросика к перемещению рамки перекидки. У Shimano данное соотношение равно 2/1, у Sram 1/1. Поэтому, если на велосипеде перекидка Shimano, то и манетка должна быть Shimano. Если перекидка Sram, то и шифтер Sram.

 

4. Количество передач и класс.

Четкость переключения скоростей и особенно долговечность механизма, во многом зависит от его класса. Чем выше класс, тем:

  • больше задних передач;
  • лучше четкость работы;
  • больше срок эксплуатации.

Правая манетка обычно имеет большее количество скоростей 6-12, левая 2-3 скорости.

Классификация горных манеток Shimano и количество задних передач: 

  • прогулочный класс: Tourney (6,7, 8 передач);
  • начальный любительский: Altus, Acera (8, 9);
  • средний любительский: Alivio (9);
  • высокий любительский: Deore (10,11,12);
  • полупрофессиональный: SLX (11,12);
  • профессиональный: XT, XTR, Saint (11, 12).

Для детей и подростков в большинстве случаев будет достаточно Tourney, ведь все равно через несколько лет прийдется менять велик. Хотя, Altus конечно предпочтительнее, особенно, если велосипед перейдет младшему брату или сестре.

Для начинающих взрослых рекомендуем смотреть минимум на Altus, Tourney подойдет только тем, кто ездит очень редко, в прогулочном стиле и по ровным дорогам. Конечно, более высокий класс, например Alivio будет лучше.

На, а опытные любители и сами знают, что для них лучше всего подойдет Deore, соотношение цена качество – на высоте. Профессионалы выбирают XT или XTR.

У компании Sram классификация горных шифтеров выглядит следующим образом:

  • начальная любительская группа: X.3, X.4;
  • средняя любительская: X.5;
  • полупрофессиональная: X.7, N.X;
  • профессиональная: X.9, X.0, X.X, G.X, XX Eagle.

Шоссейные манетки также можно разделить по классам:

  • начальный класс: Shimano Claris, Sora;
  • средний любительский: Shimano Tiagra, Sram Apex;
  • высокий любительский: Sram Rival;
  • полупрофессиональный: Shimano 105;
  • профессиональный: Shimano Ultegra, Dura Ace, Sram Force, Red.

При выборе классности шифтера нужно не забывать про классность перекидки. Если она имеет высокий класс, например Deore или SLX, то и шифтер должен быть примерно такого же уровня. Как то неуместно будет смотреться моноблок Altus, а тем более грипшифты Tourney, с суппортом SLX или наоборот. Рядом расположенные группы, например Altus и Acera, или Acera и Alivio, или SLX и XT сочетаются неплохо.