8 (800) 333 21 75 Бесплатно для РФ

Шатуны для велосипеда

Бренд / Производитель
Тип
Размер

Шатуны для велосипеда – часть передней системы привода велосипеда, на которые крепятся педали. Бывают разной длины, формы, веса, полные и нет, литые и фрезерованные. Существуют шатуны под различные стандарты кареток.

 

Выбор велосипедных шатунов.

Шатуны представляют собой рычаги, которые связывают педали с передними звёздами. Эти рычаги со звездами и пауком входят в состав передней системы. Интегрированные модели дополнительно оснащены кареткой. Шатуны передают усилие с ног велосипедиста на передние звезды цепной передачи, которая обеспечивает вращение заднего колеса.

Рычаги испытывают высокие нагрузки, особенно при агрессивном стиле езды. Под воздействием высоких нагрузок бюджетные шатуны иногда ломаются. Большинство любительских велосипедов комплектуются как раз бюджетными рычагасми, поэтому вопрос выбора и покупки новых шатунов актуален для многих велосипедистов. В неразборных передних системах шатуны меняются вместе со звездами, в случае износа последних. Некоторые велосипедисты меняют даже рабочую переднюю систему вместе с рычагами, желая провести апгрейд, улучшив ее характеристики. 

При выборе шатунов обращайте внимание на:

  • стандарт крепления;
  • материал;
  • длину;
  • число составных частей;
  • конструкцию.

 

1. Стандарты крепления.

Шатуны могут крепиться к каретке несколькими способами, ниже приведем самые популярные стандарты крепления.

  • Крепление под квадрат (SQR) - самый распространенный стандарт, который применяется во многих байках начального и среднего любительского уровня. Вал каретки на концах имеет квадратное сечение, он заходит в квадратные вырезы рычагов и крепится болтами.
  • Octalink V-1 и Octalink V-2 - стандарты от Shimano для линеек LX, Deore, ALIVIO, ACERA и ALTUS. Вал полый, что снижает вес. Крепление осуществляется при помощи 8 шлицов. V-1 и V-2 отличаются размерами шлицов.
  • Hollowtech 2 – стандарт, разработанный специально для профессиональных линеек Shimano Saint, XT и XTR. В правый рычаг интегрирован вал, чашки выносные. Минимальное число комплектующих увеличивает жесткость и уменьшает вес.
  • Mexa Exo - похожий на Hollowtech 2 стандарт, обычно совместимы между собой.
  • GXP – похожий на Hollowtech 2 стандарт, шлицы не совместимы.
  • ВВ30 – также имеет интегрированную ось, но значительно большего диаметра, который составляет 30 мм. Большой диаметр позволяет изготавливать вал из алюминия, что снижает вес, сохраняя прочность.
  • ISIS – шлицевое соединение, отличающееся одинаковой длиной оси для всех моделей этого стандарта.
  • Power Spline - 12 шлицевое соединение, совместимо с рычагами Iso Flow и FiveD.
  • Клинья – классическое соединение, которое сегодня все реже применяется, разве что в самых бюджетных байках. Шатуны крепятся клиньями, получается нежесткая фиксация, детали нужно частенько менять.

 

2. Материалы.

В зависимости от типа и классности байка, шатуны могут изготавливаться из следующих материалов:

  • Алюминиевые сплавы – применяются в большинстве горных, гибридных и городских великах. Высококлассные модели отличаются более прочным сплавом, большей толщиной и изготавливаются методом ковки, это усиливает прочность материала и уменьшает вероятность поломки.
  • Сталь – применяется в бюджетных великах.
  • Хромомолибденовая сталь – обладает высокой прочностью, поэтому применяется в bmx и экстремальных байках.
  • Карбон (углеволокно)– очень легкий, прочный и дорогой материал, применяется в высококлассных шоссейниках, иногда в топовых маунтибайках.
  • Титан – достоинства и применение аналогично карбону, используется реже.

 

3. Длина.

Длина рычагов измеряется между центрами осей каретки и педалей. Для взрослого велосипеда эта величина обычно составляет 160 - 190 мм, в подростковых моделях – 145-160 мм, в детских – 102-140 мм.

Длина подбирается в зависимости от роста райдера, типа велика и стиля езды, даже небольшая разница в 5 мм ощутима. Высоким велосипедистам лучше подходят длинные модификации.

Длина оказывает влияние на каденс - число оборотов педалей за определённое время. Короткие рычаги способствуют высокому каденсу, поэтому они предпочтительнее для гонок. Для хардтейлов лучше средние или длинные.

На двухподвесах лучше использовать рычаги немного короче, это увеличивает дорожный просвет и уменьшает вероятность зацепа педалью препятствия на земле во время срабатывания подвески.

 

4. Число составных частей, конструция.

По числу составных частей шатуны делятся на:

  • Односоставные — толстый стальной пруток, согнутый под прямыми углами в разных направлениях, т.е. два рычага и ось объединены. Сегодня практически не применяется, но можно встретить на детских великах и BMX.
  • Двухсоставные — к правому рычагу со звездами приварена ось каретки, а левый рычаг крепится на другом краю вала шлицевым соединением или клиньями. Сегодня активно применяется для всех типов байков начального и среднего любительского класса.
  • Трехсоставные — высококлассные модели, позволяющие отсоединить рычаги от звёздочек, для замены поломанной или изношенной детали.

Конструкция рычагов может быть цельная или полая внутри или с канавкой снаружи. Полая трубчатая конструкция позволяет снизить вес детали.