8 (800) 333 21 75 Бесплатно для РФ

Как выбрать вилку на велосипед


Перейти в каталог Вилки велосипедные

В любом велосипеде вилка является одной из самых важных деталей, которая выполняет несколько немаловажных функций. Она соединяет переднее колесо с рулем и отвечает за комфортное преодоление различных неровностей и препятствий, встречающихся на пути.

Перед покупкой велосипеда или заменой вилки, необходимо обязательно знать, какие разновидности существуют, в чем их отличия, достоинства и недостатки, а главное, как правильно сделать выбор. На все эти вопросы мы ответим в этой статье.

Велосипедная индустрия и технологии с каждым годом развивается все большими темпами, что приводит к появлению множества разновидностей базовых конструктивных элементов байка. Конечно же, двигатель прогресса затронул и велосипедные вилки, поэтому сегодня они выпускаются в огромном разнообразии.

В первую очередь вилки делятся на жесткие и амортизационные. Ниже рассмотрим подробнее каждый из этих видов.

 

1. Жесткие.

Данный вид отличается довольно простой конструкцией, в которой отсутствуют движущиеся элементы - амортизаторы, поэтому они и называются жесткими.

Поскольку амортизатора нет, то и комфортность езды по неровным дорогам значительно понижается, а по бездорожью и вообще практически невозможно проехать. Также, значительно понижается скорость прохождения неровных участков пути. Это их главные недостатки.

Хотя, некоторые жесткие конструкции, изготовленные из карбона или хромомолибденовой стали, неплохо гасят микровибрации, поэтому можно сказать, что в какой-то степени они тоже выполняют функцию амортизатора. Алюминий такой способности не имеет, поэтому, модификации из алюминия считаются самыми жесткими. Обычная сталь немного гасит микровибрации, но она слишком тяжелая, поэтому стальной вариант во многих случаях не рекомендуется к покупке, за исключением бюджетного байка для стрита или парка.

К преимуществам жестких модификаций относятся:

  • высокая прочность конструкции;
  • небольшой вес;
  • долговечность;
  • не забирают энергию от педалирования на раскачку амортизатора;
  • отсутствие необходимости выполнять техобслуживание;
  • морозоустойчивость.

Благодаря перечисленным выше достоинствам, жесткие варианты отлично подходят для быстрой или прогулочной езды по ровным дорогам и выполнения трюков, они устанавливают во все БМХ байки для стрита и парка, а также во все шоссейники и некоторые городские, гибридные и туристические модификации.

Для жестких модификаций очень важным моментом является материал изготовления. Самым легким и очень прочным материалом считается карбон, поэтому он является идеальным вариантом для шоссейника, но при этом и самым дорогим. Поэтому для любителей вполне подойдет алюминиевый, а лучше хромомолибденовый вариант. Алюминий отлично подойдет и для любого городского, гибридного или туристического байка.

Для БМХ великов на первом месте по важности характеристик стоит прочность, поэтому для них лучшим материалом считается термообработанная, легированная хромомолибденом сталь.

Если Вы довольно часто ездите по разбитым дорогам, а тем более бездорожью, тогда жесткая вилка не для Вас, лучше обратите внимание на амортизационные модификации, здесь выбор значительно больше. От такого разнообразия начинающий велосипедист может даже растеряться и сделать неправильный выбор. Ниже разложим все по полочкам, чтобы Вам легче было определиться с выбором.

 

2. Амортизационные.

В эту огромную категорию относятся все модели, оборудованные амортизатором. Такими вилками оснащают многие велобайки, поэтому их ассортимент очень большой. Все эти модификации значительно отличаются по качеству амортизации, надежности, долговечности и конечно цене.

Самые бюджетные варианты оборудуются низкокачественными пружинами без регулировок, эластомерами и другими расходниками, поэтому ни о какой нормальной амортизации речь идти не может. Нельзя покупать подобную продукцию и надеяться на комфорт во время поездки и длительную работу. Вы сразу же, или спустя короткое время, ощутите раздражение от неправильной работы механизма. Если же Вы купите дорогой, качественный товар, то будете получать удовольствие от езды даже по бездорожью.

Как же определить, какую модель покупать и на какую сумму рассчитывать? Это зависит от местности по которой Вы будете ездить и Вашего стиля езды. Этот вопрос будет более подробно рассмотрен в 4 главе, а сейчас перечислим плюсы минусы амортизаторов.

2.1. Преимущества.

Достоинства, проявляющиеся во время езды по плохим дорогам и бездорожью:

  • уменьшение ударно-вибрационной нагрузки на руки и позвоночник велосипедиста;
  • улучшение комфорта;
  • нейтрализация «тормозящего эффекта»;
  • сохранение скорости;
  • улучшение управляемости;
  • уменьшение ударно-вибрационной нагрузки на переднюю часть велика;
  • увеличение срока эксплуатации важных узлов байка.

Следует иметь ввиду, что перечисленные выше плюсы, работают в той или иной степени только на нормальных вилках, стоимостью от 6000 руб. Причем, чем выше цена, тем лучше качество амортизации и срок эксплуатации. Согласитесь, что за это можно и переплатить.

2.2. Недостатки.

  • потери энергии от педалирования на раскачку амортизатора;
  • большой вес;
  • большая стоимость.

Производители постоянно стремятся усовершенствовать выпускаемую продукцию и свести к минимуму существующие недостатки. Новые модификации становятся все легче и могут регулироваться велосипедистом. Многие модификации имеют опцию отключения амортизации, которая полезна на ровных дорогах, а самые дорогие механизмы и вовсе лишены недостатка раскачки.

 

3. Устройство и основные элементы

Конструкция большинства амортизационных вилок напоминает выдвигающийся телескоп, состоящий из двух труб большого диаметра, в которых двигаются трубы меньшего диаметра. Две большие трубы называются штанами, в них располагается пружина, демпфер и внутренние трубы, которые называются ногами. Для усиления конструкции, ноги сверху соединяются перемычкой - гориллой. Для предотвращения попадания грязи, пыли и воды внутрь штанов, на стыке труб ставятся манжеты, в не дорогих случаях – это обычные резиновые пыльники.

В зависимости от класса и стоимости, амортизатор может представлять собой стальную пружину различного качества, масляный или воздушный картридж.

Демпфер уменьшает колебания пружины, замедляя расжатие пружины после быстрого сжатия. Он может быть эластомерным, масляным или воздушным. Хорошие модели позволяют отрегулировать демпфер по усмотрению райдера.

 

4. Классификация в зависимости от качества амортизации.

4.1. Низший класс.

Самые недорогие пружинные имитаторы амортизаторов, стоимостью пару десятков долларов. Устанавливаются в «ашан байки» и другие дешевые велики. Их категорически не стоит покупать, поскольку установив такой ширпотреб на свой велик, Вашему разочарованию не будет предела. Самые большие удары может и погасятся, а вот удары поменьше и вибрация будут полностью передаваться на руки райдера и узлы велосипеда.

К тому же, такие механизмы быстро выходят из строя, новая вилка, хоть какие то препятствия отрабатывает, со временем перестает работать вообще, пружина становится либо слишком жесткой, либо слишком мягкой. Часто случается пробой при преодолении бордюра, при этом слышен звонкий стук.

В общем, никаких преимуществ, одни недостатки – раскачка, увеличение веса, малый срок эксплуатации и скрип. Если нет денег на модель получше, то рекомендуем подкопить, или хотя бы временно поставить жесткую вилку.

К этому же классу можно отнести и чуть более дорогие (2-4 тыс. руб.) пружинно-эластомерные модели от неизвестных производителей или брендов низшей категории. Здесь кроме пружины имеются гасящие элементы – резиновые эластомеры, находящиеся с внутренней стороны пружины, не дающие ей быстро разжаться. Регулировок обычно нет. Качество амортизации получше, но только в новом состоянии и при теплой погоде. Эластомер быстро изнашивается, пружина теряет амортизационные свойства и получаем результат, описанный выше.

4.2. Начальный любительский класс.

Среди всего безобразия пружинно-эдастомерных вилок можно найти довольно неплохие и недорогие механизмы, от брендов средней категории, например RST или Suntour, которые уже можно отнести к начальному любительскому уровню. Их стоимость от 5,5 тыс. руб.

Отличаются более мощной пружиной с нормальным ходом и более качественным полимерным эластомером. Неплохой бюджетный вариант для прогулочного городского байка, который будет радовать хорошим сжатием в течение нескольких сезонов. Способны выдерживать велосипедиста весом до 100 кг. Для горного байка и езды по пересеченной местности или бездорожью не рекомендуем.

Через несколько сезонов появляются люфт в ногах и протечка сальников, также изнашиваются эластомеры. Но, можно провести качественный ремонт и вилка будет реабилитирована.

К недостаткам отнесем сравнительно большой вес, но для прогулочного велика это не проблема. Также, не забывайте, что эластомер дубеет при минусовой температуре и механизм практически не работает.

Регулировок немного, обычно преднагрузка (Preload), выбирается в зависимости от веса велосипедиста, а также отключение амортизации (LockOut).

4.3. Средний любительский класс.

Пружинно-масляные амортизаторы от известных брендов, с ценником от 7,5 тыс. руб. Отлично подходят для туристов и других любителей, которые ездят по легкому бездорожью, горным и лесным тропинкам, а также плохим дорогам в не агрессивном стиле. Можно рекомендовать для недорогого апгрейда любительского МТБ велика (замена старой пружинно-эластомерной модели на пружинно масляную). Специальные, усиленные дертовые модификации подходят для прыжков в стиле дерт.

Амортизатором служит все та же стальная пружина, но более высокого качества. Демпфером служит масляный картридж, он гораздо лучше справляется со своей работой по сравнению с любым эластомером.

Качество амортизации и надежность этих вилок значительно лучше, по сравнению с предыдущим классом. Они служат много сезонов, главное периодически проводить техобслуживание: менять рабочую жидкость (масло) в демпфере и смазывать трущиеся детали.

Среди регулировок обычно предусмотрены настройка хода и гидравлическая блокировка хода.

4.4. Высокий любительский, полупрофессиональный класс

Воздушные любительские модификации от известных производителей, стоимостью от 20 тыс. руб. Идеальный вариант для любителей, которые любят гонять по бездорожью и пересеченке на большой скорости. Благодаря легкому весу и великолепному качеству амортизации, отлично подходят для тренировок и любительских соревнованиях кросс-кантри.

В качестве амортизатора применяется воздушный картридж, который накачивается специальным насосом. Воздух также выполняет и роль демпфера. Отличные, легкие вилки, правда, при частой экстремальной эксплуатации может снизится плотность манжет, в результате начнет травить воздух. В этом случае их нужно срочно менять, иначе можно убить куда более дорогие элементы внутри механизма.

Настроек немного, можно регулировать преднагрузку (preload) в широких пределах и Rebound, также обычно имеется LockOut.

4.5. Профессиональный класс.

Очень дорогие топовые воздушные, масляно-воздушные и масляно-пружинные модели с множеством тонких настроек от ведущих производителей. Разрабатываются специально для соревнований в экстремальных дисциплинах, поэтому отличаются наивысшей степенью качества амортизации и надежностью.

Воздушные варианты отличаются очень легким весом, а масляно-пружинные  и особенно масляно-пружинные - максимальной надежностью и долговечностью.

В масляно-воздушных модификациях воздух служит амортизатором, а удары гасит масляный картридж.

 

5. Классификация в зависимости от длины хода.

В зависимости от длины хода, вилки делятся на:

  • короткоходные (20-40 мм), применяются для городских и прогулочных велосипедов;
  • со средним ходом (50-75 мм), применяются для туристических, гибридных и городских байков;
  • со средним ходом (80-120 мм), применяются для горных велосипедов и гонок кросс-кантри;
  • длинноходные (140 — 300 мм), применяются для двухподвесных экстремальных байков, на которых гоняют в таких дисциплинах как триал, фрирайд и даунхилл.

 

6. Стандарты и другие параметры.

В зависимости от диаметра штока, существуют следующие стандарты:

  • одно дюймовый – старый стандарт, сегодня применяется в ситибайках и МТБ великах самого начального уровня;
  • 1 1/8" (28,6 мм) – самый распространенный на сегодня стандарт, применяется в МТБ, гибридах, турингах и ситибайках;
  • конус 1 1/8" - 1,5" – устанавливается в высококлассные байки.

Поскольку существуют различные типы рулевых колонок, то и способ крепления вилки к колонке отличается.

  • Безрезьбовое (aheadset) крепление считается более надежным, сегодня это самый распространенный вариант. Рулевой механизм фиксируется специальным якорем, который надежно прижимает вынос при помощи 2 больших винтов и гарантирует отсутствие разбалтывания.
  • Резьбовое (headset) крепление предусматривают прижимание подшипника гайками. Сначала закручивается конусообразная гайка, затем ложится шайба с усом и сверху закручивается контргайка. Такое крепление со временем разбалтывается и появляется люфт.

Также вилки отличаются совместимостью с диаметром колес и типом тормозов, установленных на велосипеде – ободные или дисковые.

 

7. Регулировки.

Модификации, которые могут настраиваться по желанию велосипедиста, ценятся значительно больше опытными райдерами, чем модификации с минимумом стандартных регулировок или вообще без настроек. Для начинающих достаточно основных настроек.

Существует несколько видов настроек:

  • предварительная нагрузка (Preload) - регулировка жесткости пружины;
  • изменение скорости сжатия;
  • изменение скорости отскока и времени возврата в исходное положение;
  • блокиратор (LockOut) позволяет отключать амортизацию на ровных участках пути, что увеличивает скорость движения;
  • регулировка длины хода (Extension Control) - требуются далеко не всем, поэтому за нее не стоит переплачивать тому, кто не знает зачем она может пригодится.

 

8. Выбор бренда.

Сегодня существует очень много производителей, причем постоянно появляются все новые, преимущественно китайские, но ведь Вас интересуют фирмы, выпускающие качественный продукт, поэтому ниже расскажем именно о таких брендах.

Если Вы ищете любительскую вилку с лучшим соотношением цена/качество, советуем присмотреться к продукции всемирно известной тайваньской компании RST (Rapid Suspension Technology). За свою многолетнюю историю фирма RST успела завоевать популярность среди велосипедистов любителей. Вилки RST отличаются качеством и достаточно низкой стоимостью. Они не имеют слишком много настроек, но самые нужные в наличии. Ассортимент очень широкий, в продаже представлен весь спектр любительских и полупрофессиональных моделей, начиная от пружинно-эластомерных моделей, заканчивая воздушными.

Если Вам нужен топовый профессиональный вариант, тогда рекомендуем бренды Fox, Marzocchi и Manitou. Эти компании выпускают очень комфортные высококачественные механизмы, с множеством настроек и длительным сроком эксплуатации. Конечно, стоимость этих механизмов очень большая.

 

9. Выбор модели.

После того, когда Вы определились с классом, ходом и брендом, самое время выбрать модель. В продаже имеется много достойных вариантов, ниже для примера приведем некоторые из них. При выборе не забывайте проверять совместимость с диаметром колес, типом и размером рулевой колонки, а также типом тормозов.

Для прогулочной езды по городу рекомендуем качественную пружинно-эластомерную модификацию начального уровня RST NOVA Т 700Сх28,6 , стоимостью 6100 руб. Ход – 60 мм. Совместима с колесами формата 700С, а также с дисковыми или ободными тормозами. Диаметр штока 1 и 1/8 дюйма (28,6 мм), крепление безрезьбовое.

Если у Вас резьбовая дюймовая колонка, тогда для города подойдет похожая модель RST NOVA Т 700Сх1".

Эластомерка для горного байка - RST Capa 26 T, с ходом 80 мм стоит 6000 руб. Модификации RST Capa 24 T для подросткового байка на 24-х дюймовых колесах отличается меньшим ходом 50 мм, она стоит 5600 руб.

Среди недорогих вилок среднего любительского уровня для горного байка, рекомендуем пружинно-масляную модель RST Blaze ML, стоимостью 7800 руб. Совместима с колесами диаметром 27,5" и дисковыми тормозами. Ход амортизатора составляет 100 мм, диаметр штока: 1 1/8". Для найнеров с 29-ти дюймовыми колесами подойдет модификация RST Blaze 29 ML. Амортизаторы этих вилок настраиваются под стиль и вес велосипедиста. Предусмотрены регулировка предварительной нагрузки и гидравлическая блокировка хода.

Хотите средний класс получше? Выбирайте RST OMEGA TNL за 10700 руб. Для втулок 110 и 100 мм и дисковых тормозов подойдет RST ALPHA TNL с регулировкой хода и блокировкой, стоимостью 12500 руб. Ход амортизатора составляет 100 мм, диаметр штока: 1 1/8". Амортизаторы этих вилок точно настраиваются под стиль и вес велосипедиста.

Для любителей, которые любят погонять по бездорожью и пересеченке, а также для любительских соревнований кросс-кантри, рекомендуем высококлассную модель RST F1RST 29-15 TRL 29"х28,6-1,5", с ходом 100 мм. Цена 26000 руб. Рассчитана на совместное использование с 29 дюймовыми колесами, дисковыми тормозами и конусной безрезьбовой колонкой диаметром 1 1/8" - 1,5".

Модель для профессионалов кросс-кантрийщиков - FOX 32 Float 29" SC FIT4 Factory, с ценником 66 000 руб.

Перейти в каталог Вилки велосипедные