Как выбрать горный велосипед.

Горные (МТБ) велосипеды (маунтибайки) завоевали в России огромную популярность благодаря своей универсальности, прочности, неприхотливости и хорошей управляемости. На этих велосипедах можно кататься не только по горной местности, но и по лесным тропинкам, паркам, а также грунтовым и асфальтовым дорогам. Это идеальный вариант для длительных велопоходов.

Маунтибайк вполне может стать Вашим лучшим другом. Он не боится плохих дорог и бездорожья, благодаря амортизатору и широким покрышкам с мощным зацепистым протектором. Горный байк позволит отправиться в длительное велопутешествие или короткую велопрогулку, а также поможет завести хороших друзей. Катаясь на свежем воздухе вместе с друзьями, Вы получите море позитивных эмоций и будете поддерживать прекрасную физическую форму.

Начинающие охотно покупают маунтибайки "на все случаи жизни", но нужно понимать, что они также бывают разные. Поэтому, одна и та же модель, может хорошо подходить одному велосипедисту и абсолютно не подходить другому. Все зависит от местности, длительности, стиля езды и частоты поездок. Эти параметры необходимо обязательно учитывать при выборе горного велосипеда, от них, а также от бюджета, будет зависеть тип и классность велика. Для ежедневных поездок нужен один велик, а для поездок выходного дня – другой. Тоже касается и местности, для хороших дорог можно взять бюджетный вариант, а для разбитых дорог или бездорожья, прийдется покупать подороже.

Какие бывают типы и классы МТБ велосипедов? Какой вариант выбрать в том или ином случае? Как выбрать дешевый маунтибайк? Какая примерно стоимость маунтибайков различных классов? Обо всем этом будет идти речь в данной статье. Прочитайте ее до конца, и Вы сможете выбрать горный велосипед, который будет идеально подходить именно Вам! Все цены на велосипеды актуальны по состоянию на 07.04.2020.

В зависимости от количества амортизаторов, МТБ велики делятся на хардтейлы и двухподвесы, которые в свою очередь подразделяются на подвиды по назначению. Стоит отметить, что для большинства велосипедистов, оптимальным вариантом является именно кросс-кантрийные хардтейлы, они более универсальны, легче весят и дешевле стоят. Поэтому основное внимание в данной статье будет уделено именно им, хотя про другие виды и подвиды также, вкратце расскажем.

Основным отличием хардтейла является то, что они оборудованы только одним амортизатором, который находится в вилке. Задней подвески в раме у них нет, поэтому они так и называются, что переводится как «жесткий хвост». Хардтейлы подразделяются на кросс-кантрийные и экстремальные подвиды.

 

1. Кросс-кантрийные хардтейлы.

Это могут быть как обычные любительские МТБ велики низшего, начального, среднего и высокого класса, так и профессиональные. Любительские байки рассчитаны на повседневную езду, поездки на работу, прогулки и велопоходы. Профессиональный класс изготавливается специально для участия в соревнованиях кросс-кантри.

Рама любительского велосипеда обычно изготавливается из алюминиевого сплава или стали. Первый вариант гораздо лучше, из-за меньшего веса. Причем, чем выше класс велика, тем вес рамы меньше. Это достигается путем применения современных технологий, таких как баттинг и гидроформовка. Такой велик быстрее разгоняется, на нем проще въехать в горку, да и заносить в подъезд его гораздо легче.

Руль прямой, широкий, без подъема или с небольшим подъемом. Посадка средняя между вертикальной, применяемой в сити-байках и горизонтальной, применяемой в шоссейниках.

Диаметр колес хардтейла может быть 26, 27.5 или 29 дюймов – для взрослых моделей, или 24, 26 дюймов – для подростковых моделей. Больший диаметр обеспечивает лучший накат и более мягкое преодоление препятствий, в то время как меньший диаметр увеличивает маневренность и управляемость. Колеса обычно широкие, толщиной 2-2.5 дюйма, рисунок протектора – агрессивный, с шипами. Обычно, чем дороже байк, тем лучше у него покрышки, тем лучше у них сцепление с различными покрытиями и больше срок эксплуатации. Покрышки могут быть обычными или кевларовыми, прокалываемые или не прокалываемые. Так же от стоимости и классности велика зависит качество втулок, применяемых подшипников, прочность ободов, толщина и качество спиц. Все это сказывается на надежности, ходовых качествах и удобстве эксплуатации, особенно в плохих дорожных условиях. Например, если у Вас тяжелый вес, а тем более, если планируете пристроить сзади багажник и перевозить грузы, нужно выбирать модель с прочными ободами и толстыми спицами из нержавейки.

Чем выше стоимость и класс велосипеда, тем лучше у него оборудование. В первую очередь это касается амортизационной вилки, трансмиссии и тормозов. Ход амортизатора в вилке обычно составляет 80-100 мм.

Кросс-кантрийники оборудуются горными трансмиссиями на 10-30 передач, с широким диапазоном передаточных чисел, которые позволяют преодолевать большие перепады высот.

Стоимость велика будет зависеть от его класса и производителя. Что касается брендов, то в бюджетной ценовой категории, до 25 тыс. руб, рекомендуем компанию HORST, которая специализируется на производстве великов начального любительского класса, велокомплектующих и аксессуаров. Преимуществом этого бренда является низкая цена, высокое качество изготовления и сборки, а также то, что велики комплектуются качественными комплектующими собственного производства: рамами, вилками, колонками, рулями, выносами, каретками и седлами. При этом трансмиссия устанавливается от лидеров велоиндустрии, преимущественно японского бренда Шимано, это очень хорошо.

Если Вы хотите ездить в дальние велопоходы по горной или лесной местности, гонять в агрессивном стиле по бездорожью, нужен обвес более получше, хотя бы среднего любительского, а лучше высокого. В этой категории советуем выбирать чешский бренд AUTHOR, у которого цена соответствует качеству.

Подробнее о выборе кросс-кантрийников различных классов читайте в 4-9 главах.

 

2. Экстремальные хардтейлы.

Эти велики изготавливаются специально для прыжков и трюкового катания в различных экстремальных велодисциплинах. Научившись определенным трюкам и приемам, Вы сможете запрыгивать на бордюры и спрыгивать с них, преодолевать лестницы и т.п.

 

Особенности экстремальных модификаций:

  • мощная рама небольших размеров с заниженной верхней трубой для удобства исполнения трюков;
  • рама изготовлена из хром молибденовой стали или алюминия;
  • более жесткий амортизатор в вилке или жесткая вилка;
  • небольшие колеса диаметром 24 или 26 дюймов.

Пример экстремального велика: Scott Voltage YZ 0.2.

 

3. Двухподвесы.

Из названия понятно, что эти велосипеды имеют две подвески (амортизатора), переднюю в вилке и заднюю в раме. Такие велики применяются для экстремального катания по бездорожью, с крутыми спусками. Ход амортизаторов таких байков обычно больше, чем у хардтейлов и составляет 100-200 мм. Для езды по городу такие велики не подходят.

Если Вы выбрали двухподвес, то должны понимать, что его оборудование очень дорогое, нормальный велик стоит больше 100 тысяч рублей, разве что варианты прошлых лет можно найти с большими скидками. Поэтому, если Ваш бюджет меньше 60 тысяч рублей, даже не смотрите на двухподвесы. Конечно, на рынке или в гипермаркете можно встретить так называемые двухподвесы значительно дешевле, не покупайте их ни в коем случае! Это какой то скрипящий монстр с дешевыми амортизаторами, которые практически ничего не амортизируют, а только добавляют веса и пожирают энергию от педалирования на раскачку. При ограниченном бюджете, купите лучше бюджетный, но качественный любительский хардтейл.

Двухподвесы делятся по стилю езды - от легких кросс-кантрийных, до сверх прочных для скоростного спуска с горы.

3.1. Кросс-кантрийные двухподвесы.

Это специальные двухподвесы, предназначенные для участия в соревнованиях кросс-кантри и агрессивной езды по бездорожью. Здесь важна легкость преодоления подъемов и скорость, поэтому эти велики отличаются относительно небольшим весом и меньшим ходом вилки, по сравнению с другими двухподвесами, составляющим 100-130 мм. В качестве примера приведем байки AUTHOR A-RAY 29, TEAM, A-RAY 29 и A-RAY.

3.2. Двухподвесы для трейла.

Велотрейл сочетает в себе элементы серьезного кросс-кантри и лёгкого фрирайда: крутые спуски и подъёмы, небольшие дропы, шоры, синглтреки, камни и т.п. Велик для трейла прочнее и тяжелее кросс-кантрийного, но легче фрирайдных байков. Трассы для трейла подготовленные. Ход амортизаторов составляет около 140 - 160 мм. Байки AUTHOR PATRIOT EVO TEAM и PATRIOT EVO как раз из таких.

3.3. Двухподвесы для фрирайда.

Фрирайд переводится как свободное катание. Трассы для фрирайда не подготавливаются заранее, а используются те, которые создала природа. Выбираются достаточно сложные трассы, которые позволяют катать в экстремальном стиле, совершая прыжки со склонов и выполнять различные трюки в воздухе. Ход амортизаторов составляет около 160 – 180 мм. Велики для фрирайда очень прочные и довольно тяжелые, например AUTHOR NINJA FR.

3.4. Двухподвесы для даунхилла.

Самые мощные и тяжелые двухподвесы, стихия которых – экстремальный скоростной спуск с горы. Ход амортизаторов - около 200мм. Для даунхилла отлично подходят велики AUTHOR NINJA DH TEAM и NINJA DH.

 

4. Выбор бюджетного МТБ велика для прогулок выходного дня.

Начинающие любители, которые не планируют ежедневную езду, в случае ограниченного бюджета (около 17 тыс. руб), могут смотреть в сторону самых бюджетных горных байков начального любительского уровня, естественно от известной компании. Покупать какого-то непонятного китайца, пусть и значительно дешевле (например, за 7 тыс. руб), крайне не рекомендуем, иначе рискуете получить серьезную травму во время езды. Ведь у таких велосипедов из-за низкого качества сварных швов, могут разваливаться рамы во время езды. Естественно, обвес самый дешевый, быстро ломается. Особенно быстро изнашивается система переключения скоростей, и одного сезона не прослужит.

При очень малом бюджете (17-19 тыс. руб) рекомендуем бренд HORST, в этом случае Вы получите велик на легкой алюминиевой раме. Примером такой модификации можно назвать HORST GENESIS на 26-ти дюймовых колесах или HORST SPECTOR на 27,5 дюймовых колесах. У других известных брендов, вы ничего подобного не найдете. Стоимость алюминиевого бюджетного велика от чешского Автор будет составлять около 25 тыс. рублей (модификация OUTSET), от Scott – дороже, а от Trek и Specialized – еще дороже. Рост цены в зависимости от бренда касается всех классов велосипедов, далее будем приводить примерные цены на велики HORST и AUTHOR, модельного ряда текущего года. На модификации прошлых лет часто дают скидки, но может не оказаться Вашей ростовки, а правильный выбор ростовки очень важен.

Стальные велики выбирать не рекомендуем, особенно сегодня, когда появились неплохие бюджетные алюминиевые варианты. Учтите, что вес байка на стальной раме большой, значит, придется тратить больше сил на разгон, особенно это заметно при езде в гору. Да и затаскивать тяжелый велик в лифт тяжелее.

Покупая бюджетный велик, пусть и от известной компании, Вы должны понимать, что он будет оборудован самым простым обвесом, который рассчитан на спокойную езду в прогулочном стиле по достаточно хорошим дорогам, без больших выбоин.

Да, здесь будет установлена трансмиссия самой начальной группы, например SHIMANO Tourney, с трещеткой типа MF-TZ21, а не кассетой. Но, в хороших дорожных условиях, да при прогулочном стиле езды и нечастых поездках (раз-два в неделю), оборудование такого велика прослужит достаточно долго (несколько сезонов). Возможно, придется несколько раз регулировать перекидки скоростей, начальная группа SHIMANO Tourney, иногда требует подстройки. Через несколько сезонов трещетка и перекидки износятся и потребуют замены, тогда замените их на что-то получше, например SHIMANO Altus с кассетой HG200-8. Это стоит относительно недорого.

Эти велики комплектуются бюджетной пружинно-эластомерной вилкой, в которой амортизатором служит стальная пружина, а эластомер выполняет функцию демпфера, который не дает пружине слишком быстро разжиматься.

Даже бюджетные МТБ велики HORST оборудуются дисковыми тормозами, они обеспечивают большую надежность торможения в плохую погоду, когда возможно налипание грязи или снега на обода.

 

5. Выбор бюджетного МТБ байка для ежедневных поездок на работу и прогулок по лесной местности.

Ежедневные поездки на велосипеде требуют надежной трансмиссии, особенно задней передачи. Поэтому, для ежедневных поездок, в случае ограниченного бюджета рекомендуем недорогие велики, в которых в качестве задних звезд используется кассета, а не трещетка. Любая кассета, благодаря особенностям своей конструкции надежнее любой трещетки. Примером недорогой кассеты служит SHIMANO HG200-8, входящая в группу трансмиссии Altus. Желательно, чтобы и перекидки были SHIMANO Altus, а не Tourney. Число передач обычно 24 (8 задних и 3 передних звездочки).

Хорошо бы, чтобы и амортизационная вилка была с масляным картриджем, хотя бы начального уровня, этот вариант предпочтительнее пружинно-эластомерного, но прилично поднимает цену, особенно это заметно у брендов покруче. Но все же, обычно в байках начального уровня устанавливают бюджетные пружинно-эластомерные вилки.

В данной категории также рекомендуем бренд HORST, а именно модификации MESSER и LOTUS на 27,5 дюймовых колесах, а также найнеры MESSER 29 и CROSSMAX на 29-ти дюймовых колесах. Все они в полной мере соответствуют перечисленным выше требованиям (трансмиссия Altus с кассетой HG200-8, вилка с масляным картриджем). Даже более того, LOTUS и CROSSMAX имеют дисковые тормоза с гидравлическим тормозом, что позволяет их рекомендовать не только для поездок на работу и прогулок по лесу, но и для горной местности. Гидропривод еще больше повышает надежность и улучшает плавность торможения, что важно на крутых горных спусках.

Стоимость HORST MESSER и MESSER 29 составляет 26500 и 27500 руб, соответственно. Понятно, что LOTUS и CROSSMAX стоят дороже – 32500 и 34500 руб.

Если хотите бренд покруче, тогда выбирайте чешский Автор. У этого всемирного известного велогиганта также имеются варианты в данной категории. Например RIVAL, стоимостью 32 тыс. руб, еще лучше IMPULSE, с ценником 37 тыс. руб. У IMPULSE лучше перекидки скоростей (SHIMANO Altus, вместо Tourney) и тормоза (дисковые гидравлические, вместо механических), да и амортизационная вилка получше и с блокировкой (RST Gila 27.5 ML lock out).

Если сравнивать велики от разных брендов, то HORST MESSER по обвесу примерно равен AUTHOR RIVAL, только у последнего перекидки похуже. HORST LOTUS по навесному оборудованию равен AUTHOR IMPULSE.

AUTHOR RIVAL и IMPULSE выпускаются и на больших, 29-ти дюймовых колесах, они называются RIVAL 29 и IMPULSE 29.

Для девушек рекомендуем специальные модификации с женской геометрией рамы AUTHOR RIVAL ASL и IMPULSE ASL.

 

6. Выбор горного байка для длительных велопоходов.

Для длительных велопоходов оптимальным выбором станет хардтейл среднего любительского уровня. Эти модели легче велосипедов начального уровня, а вилку и обвес имеют значительно лучше, поэтому они надежнее, что важно, когда уезжаешь далеко от дома. Конечно, эти велики подходят и для ежедневных поездок на работу и для прогулок по различной местности, причем ездить можно и по дорогам с плохим покрытием, и по легкому бездорожью, ведь вилка и трансмиссия специально на это рассчитаны.

Легкий вес великов объясняется применением технологии гидроформовки при изготовлении рамы, обвес также чуть полегче, чем в начальном уровне.

Модели среднего уровня часто комплектуются пружинно-масляными амортизационными вилками, в которых амортизатором служит все та же пружина, но лучшего качества, а в качестве демпфера применяется масляный картридж, который значительно лучше выполняет свои функции по сравнению с эластомером. В результате, все неровности, встречающиеся на пути, амортизируются лучше, а позвоночник и руки велосипедиста испытывают меньшую ударную и вибро нагрузку. Это очень важно для длительных поездок.

Трансмиссия уровня SHIMANO Alivio, Acera или Sram X.4, работает четко и надежно. Число передач обычно 27 (9 задних и 3 передних звездочки).

Тормоза - дисковые с гидроприводом, они надежнее механических и позволяют плавно дозировать усилие торможения на крутых спусках.

В среднем классе рекомендуем маунтибайки от AUTHOR: PEGAS на 27,5 дюймовых колесах и PEGAS 29 на больших 29-ти дюймовых колесах. Стоимость этих байков 53-55 тыс. руб. Трансмиссия SHIMANO Alivio/ Acera, вилка масляная RST Blaze Tnl oil, тормоза гидравличекие - TEKTRO Auriga, вес 14,5 кг. Чистый средний класс!

Существуют и другие модели, которые стоят дешевле, например AUTHOR SOLUTION и SOLUTION 29 с ценником около 42-44 тыс. руб, они относятся к промежуточному классу между начальным и средним. Оборудованы масляной вилкой среднего уровня и трансмиссией начального уровня Altus. Можно ездить в походы, но для длительных, все же лучше четкий средний класс – PEGAS.

Среди байков Scott посоветуем Aspect 740 или найнер Scott Aspect 940, их стоимость 63-65 тыс. руб.

Для женщин выпускается специальные модификации с заниженной верхней трубой рамы: AUTHOR PEGAS ASL, SOLUTION ASL, PEGAS 29 ASL, SOLUTION 29 ASL. Так, что выбор огромен.

 

7. Выбор горного байка для агрессивных покатушек по бездорожью.

Для агрессивной езды по бездорожью, придется выбрать велик подороже - хардтейл высокого любительского уровня. Эти байки имеют еще лучший и надежнее обвес, а также легче вес. Конечно, эти велики подходят и для длительных велопоходов, и для ежедневных поездок на работу, и для прогулок по различной местности. Также, их можно использовать в любительских соревнованиях кросс-кантри, но для этих целей все же лучше полупрофессиональная категория.

Они обычно собраны на алюминиевых рамах, которые для уменьшения веса изготавливают по технологиям гидроформинга и баттинга. Последняя технология подразумевает наличие различной толщины труб в разных местах. Где нагрузка больше – труба толще, где меньше – уже. Вилка обычно воздушная, трансмиссия уровня SHIMANO Deore или Sram X.7 (X.5), тормоза – дисковые гидравлические. Число передач 30 или 20 (10 задних и 3 передних звездочки или 10 задних и 2 передних звездочки). В последнее время чаще впереди ставят только две звезды, так удобнее переключать передачи и вес уменьшается.

Воздушный картридж в вилке служит одновременно и амортизатором и демпфером, такая система лучше отрабатывает неровности, встречающиеся на пути, по сравнению с пружинно-масляными амортизаторами. Это позволяет смело гонять по бездорожью на большой скорости.

Рекомендуемые МТБ велики от AUTHOR: RADIUS и TRACTION на 27,5 дюймовых колесах, а также RADIUS 29 и TRACTION 29, на больших 29-ти дюймовых колесах. Стоимость этих байков 72-74 тыс. руб. Воздушная вилка RST Aerial TnL air прекрасно справляется со всеми неровностями дорогами, а лучшая любительская трансмиссия SHIMANO Deore четко переключает 20 передач.

Для женщин выпускается специальные модификации с заниженной верхней трубой рамы TRACTION ASL и TRACTION 29 ASL. Среди моделей Scott посоветуем Aspect 720 или найнер Scott Aspect 920.

 

8. Выбор универсального МТБ велосипеда для соревнований кросс-кантри и агрессивных покатушек по бездорожью.

Если Вы ищете универсальную модель для участия в любительских соревнованиях кросс-кантри и агрессивной езды по горной и лесной местности, выбирайте полупрофессиональные модели.

Полупрофессиональные модели обычно собраны на алюминиевых, трижды баттированных рамах и оборудованы топовой воздушной амортизационной вилкой, которая отлично справляются с неровностями, встречающимися на пути и обладает легким весом. Примеры таких вилок ROCK SHOX Recon Gold RL и RST F1RST 29 15 TRL air.

Также они оснащаются гидравлическими дисковыми тормозами и трансмиссией уровня SHIMANO SLX или Sram X.7, которые надежнее и легче любительских трансмиссий. В этих байках обычно отсутствует передний переключатель скоростей, т.е. в системе всего одна звезда, зато в кассете SHIMANO M7100 (10-51), их целых 12. Большая, 51-но зубная звезда и позволила отказаться от переднего переключателя. Так удобнее переключать скорости и вес снижается.

Рекомендуемые модели: AUTHOR CONTEXT 29, ORION 29 и VISION 29. Цена последней модели 132 тыс. руб, он а оборудована шикарной вилкой - ROCK SHOX Recon Gold RL. Первые две дешевле, за счет другой вилки - RST F1RST. Для тех, кто ищет американского производителя, посоветуем Scott Aspect 710 или найнер Scott Aspect 910, эти байки еще дороже.

Для женщин выпускается специальная модель с заниженной верхней трубой рамы CONTEXT 29 ASL.

 

9. Выбор профессионального кросс-кантрийного хардтейла.

Если Вы хотите добиваться максимальных результатов в соревнованиях кросс-кантри, нужно выбирать модели, оборудованные профессиональным обвесом, желательно на карбоновой раме. Фирменная рама из карбона имеет очень легкий вес, она невероятно прочная и прекрасно пружинит, что уменьшает вибронагрузку на позвоночник велосипедиста. Технология изготовления карбоновых рам значительно сложнее, чем из алюминия и стали, соответственно и цена значительно выше.

Профессиональный кросс-кантрийник обязательно должен быть оборудован высококачественной легкой вилкой. Самыми легкими считаются топовые воздушные вилки, поэтому они часто используются в соревнованиях.

Для четкой и надежной работы в тяжелых условиях гонок, трансмиссия должна быть также профессионального уровня SHIMANO XTR (XT) или Sram X.0 (X.9). Тормозная система – дисковая и обязательно с гидроприводом. Кроме большой надежности работы, качественная гидравлика позволяет точно дозировать усилие торможения, что важно для четкого контроля над траекторией движения байка во время спуска с горы.

Среди профессиональных хардтейлов рекомендуем обратить внимание на карбоновые байки AUTHOR: MAGNUM 29, SECTOR 29 и MASTER 29, конечно стоят они очень дорого. Для тех, кто хочет профессиональный обвес, но не хватает бюджета на карбоновую раму, посоветуем EGOIST 29. Если Вам больше по душе американский бренд, присмотритесь к Scott Scale 710, Scale 720 или к найнерам Scott Scale 910, Scale 920.

В спортивном интернет-универмаге «USPORTS» можно подобрать и купить горный байк любого из описанных выше классов.