Как подобрать колесо для велосипеда

Перейти в каталог Колёса в сборе для велосипеда

Колесо велосипеда – важнейшая его деталь, которая оказывает огромное влияние на такие характеристики как вес, ускорение, скорость, маневренность, проходимость, сцепление с трассой и т.д. Поэтому, подбору этого важнейшего велосипедного элемента, нужно отнестись со всей серьезностью и внимательностью. Эта статья рассчитана на начинающих велосипедистов, она поможет им правильно подобрать колеса.

При выборе колеса нужно обращать внимание на его размер, вес и прочность. Если с весом и прочностью все понятно, чем легче и прочнее, тем лучше, то с размером не так все просто. Нельзя однозначно сказать, что тот или иной размер лучше, чем другой, для всех случаев. Поэтому при выборе размера, начинающий велосипедист может быть озадачен, но и здесь нет ничего сложного, этот параметр зависит от области применения велосипеда. Также не нужно завывать про совместимость размера колес с вилкой и рамой велика.

О выборе размеров колес мы подробнее расскажем в третьей главе, а сейчас остановимся на весе и прочности. Понятно, что чем легче и прочнее колесо, тем лучше, но от чего это зависит? Вес и прочность зависит от формы профиля и материала изготовления обода, а также от толщины спиц и качества покрышек.

 

1. Форма профиля ободов.

Велосипедный обод может иметь одинарный, двойной или тройной профиль. Существуют еще специальные модификации для бескамерок.

При выборе формы профиля рекомендуем обратить внимание на двойные обода. Сегодня большинство нормальных брендовых любительских великов комплектуются именно двойными ободами, они прочнее одинарных, обычно легче их и совместимы с любым типов тормозов. Высокая прочность обеспечивается второй перегородкой, а меньший вес объясняется применением алюминиевых сплавов, в отличии от одинарных, где применяется тяжелая сталь.

Тройные - самые прочные, но и самые тяжелые модификации, которые встречаются редко.

Обода для бескамерных покрышек изготавливаются по технологии UST (Universal System Tubeless) или BST (Bead Socket Technology).

Высота и ширина профиля также влияет на прочность. Чем выше профиль, тем лучше его прочность на складывание и устойчивость к фронтальным ударам, чем он шире, тем выше торсионная жесткость. Высокий профиль меньше страдает от езды по ямам и кочкам, поэтому рекомендуется для тех, кто ездит по плохим дорогам и легкому бездорожью на хардтейлах.

Для любителей трюков и прыжков и тех, кто любит погонять по бездорожью, лучше выбирать профиль большой высоты и ширины, поскольку в этих случаях хватает ударов со всех сторон.

 

2. Материалы.

При изготовлении ободов применяются следующие материалы:

  • алюминиевые сплавы;
  • сталь;
  • хромомолибденовая сталь;
  • карбон.

Для большинства начинающих любителей можно посоветовать именно алюминиевые модели. Они легче, а иногда даже прочнее обычной стали, за счет специальной форме профиля и термической обработке. При этом они стоят дороже обычных стальных.

Стальные изготавливаются уже десятки лет. Они достаточно прочные и дешевые, на них проще исправить поставленную при ударе в бордюр «восьмерку». Недостатками являются тяжелый вес и подверженность коррозии. Хороший вариант для бюджетных односкоростных байков с барабанными ножными тормозами, но они не совместимы с V-brake тормозами.

Добавка в сталь хрома и молибдена значительно улучшают ее прочностные характеристики, поэтому хромомолибденовые термообработанные модели ценятся среди любителей экстремальных трюков и прыжков, а также тех, кто гоняет по бездорожью или спускается на огромной скорости с горного склона. Отличный вариант для БМХ или двухподвесного байка.

Карбоновые модификации – идеальный вариант для гонщиков. Очень легкий и прочный материал, который очень дорого стоит, поэтому для многих любителей не по карману.

Для упрощения этой задачи специалисты составили таблицы с величинами велосипедных колес и внедрили традиционную систему маркировки. О них мы и расскажем.

 

3. Размеры и маркировка.

Самыми важными параметрами колеса являются:

  • внешний диаметр;
  • ширина обода и покрышки.

Единицей измерения чаще всего являются дюймы. Иногда встречается маркировка в миллиметрах, это обычно касается шоссейных, гибридных, а иногда и городских моделей. Самые распространенные диаметры: 20″, 24″, 26″, 27″, 27.5”, 28″ и 29″.

Маркировка указывается на боковой стороне покрышки, надпись 26х1.75 означает, что диаметр колеса 26 дюймов, ширина 1,75 дюймов.

При выборе обода и покрышки, нужно обращать внимание на посадочный диаметр обода и диаметр покрышки. Посадочный диаметр обода быть: 406, 507, 559, 584 и 622 миллиметров. Причем размер 622 мм предназначен одновременно для 27″, 28″ и 29″ покрышек. В этом случае больший диаметр колеса получается за счет большей высоты покрышки.

Для исключения путаницы с размерами, ниже приведем табличку, в которой укажем маркировочные универсальные размеры ISO для различных типов байков.

Тип байка

Диаметр покрышки, дюймы

Посадочный диаметр обода, дюймы.

Детский, складной, БМХ

20

406

Подростковый, БМХ

24

507

Горный, городской

26

559

Шоссейный

27

622

Горный

27,5

584

Гибридный, дорожный, городской

28

622

Найнер (горный)

29

622

Как видим, для горного байка существует три стандарта диаметра, для городского – два. Как же выбрать? Здесь нужно выбирать в зависимости от роста велосипедиста и его предпочтений. Большие колеса дают лучший накат, меньшие – лучшую маневренность.

Рост особенно важен для детских и подростковых байков, приведем табличку зависимости диаметра колес двухколесного велика от роста и возраста.

Возраст, лет

Рост,

см

Диаметр колес,

дюймы

3-4

90-100

12

4

100-110

14

4-6

110-120

16

6-9

120-135

20

9-12

135-150

24

12-14

145-168

26

14-15

165-175

26, 27.5

Для взрослых такой явной зависимости нет, здесь больше влияет ростовка рамы, но все же, для высоких райдеров с ростом более 185 см предпочтительнее большие 28″ или 29″ колеса.

Подбор покрышки по ширине более гибкий, чем по диаметру. Более узкие покрышки обеспечивают большую скорость и ускорение, более широкие лучше по сцеплению с трассой и проходимости, на них комфортнее ездить по плохим дорогам, лесным тропам и бездорожью.

Для шоссейного байка предпочтительнее самые узкие покрышки, толщиной 18-28 мм. Гибридные, туристические и городские велосипеды обычно комплектуются средней по ширине резиной, толщиной около 40-42 мм. Для горного хардтейла больше подойдет толстая резина, причем измеряется ширина такой покрышки всегда в дюймах, толщина составляет 2,0″ – 2,25″. Самая широкая резина ставится на двухподвесы для даунхилла – 2,4″.

Также важно отношение ширины покрышки к ширине обода, это оказывает влияние на поведение резины при поворотах. Широкая покрышка на узком ободе, будет иметь грушевидный профиль и может подломиться. Боковые шипы протектора в этом случае будут выше, чем нужно, они не будут держать на повороте. Кроме того, ухудшается управляемость, резина быстрее изнашивается, возможен ее срыв с обода при резком повороте.

На узкой покрышке, одетой на широкий обод, шипы окажутся на повороте ниже, чем нужно, байк поедет на лысой боковине, опять не будет хорошего сцепления с трассой. К тому же, значительно увеличивается вероятность проколов.

Считается, что оптимальным соотношением ширины резины к внутренней ширине обода, является число 1,5−2,1. Иногда это число доходит до 2,5, но это на любителя.

Перейти в каталог Колёса в сборе для велосипеда