Выбор выноса руля.
Вынос руля – важная деталь велосипеда, соединяющая руль со штоком вилки. Он оказывает большое влияние на посадку велосипедиста, его комфорт и удовольствия от катания, а также на маневренность байка. От его качества напрямую зависит безопасность райдера, поэтому на нем нельзя экономить.
При выборе выноса обращайте внимание на:
- конструкцию;
- длину;
- угол наклона;
- диаметр руля;
- посадочный диаметр штока вилки;
- материал и метод изготовления.
1. Конструкция.
В зависимости от вида рулевой колонки велика, конструкция выноса может быть:
- Интегрированная со штырем, который вставляется внутрь штока вилки у резьбовой колонки. Легко регулируется высота, но конструкция тяжелее и сложнее.
- Без вертикального штыря, надевается на шток вилки, в случае безрезьбовой колонки. Высота регулируется сложнее, но конструкция легче и проще.
Количество крепежных болтов может быть:
- четыре (закручиваются по очереди по диагонали):
- два;
- один.
2, Длина и угол наклона.
Длина и угол наклона выноса влияют на управляемость велосипедом и посадку велосипедиста. Длина измеряется от центра крепежа руля до центра колонки, она может быть от 0 до 140 мм. Чем размер больше, тем дальше нужно будет тянуться до рукояток.
Длинный вынос (120-140 мм):
- делает посадку ближе к горизонтальной;
- выбирается для длительных путешествий по ровным трассам;
- хорошо подходит для высоких велосипедистов;
- аэродинамика лучше, скорость выше;
- увеличивается нагрузка на руки;
- тело райдера сильнее давит на переднее колесо, это является преимуществом на подъемах – велик в этом случае не «козлит», на спусках - это минус.
Средний вынос (90-110 мм):
- обеспечивает спортивную посадку со средним уклоном тела;
- хорош для горных великов, для которых важна хорошая управляемость и прочность.
Короткий вынос (20-70 мм):
- делает посадку более вертикальной, это улучшает обзор и уменьшает нагрузку на руки;
- хорош для ситибайков, для которых важна высокая посадка и хорошая управляемость;
- самые короткие варианты применяются в BMX и даунхилл дисциплинах;
- улучшает маневренность;
- идеально подходит для трасс с частыми, крутыми спусками.
Выбор длины выноса также зависит от личных предпочтений, одному удобно с 130 мм, а другому с 40 мм. Но, в большинстве случаев, если велик не экстремальный и не трюковый, то оптимальная длина составляет 70-120 мм.
Среди велосипедистов существует известное «правило локтя», которое поможет правильно подобрать длину выноса для городского, горного или туристического велика. Локоть нужно прижать к переднему края седла, при этом вятянутые пальцы должны слегка коснуться руля или быть возле него. Для езды по городу лучше первый вариант, для бездорожья предпочтительнее второй вариант, а для длительных велопоходов по ровным трассам, от кончиков пальцев до руля должно быть несколько сантиметров (около 3-4 см).
В случае, если посадка велосипедиста остается некомфортной и с коротким и с длинным выносом, значит ростовка рамы байка выбрана неправильно.
Некоторые модели позволяют менять длину, они могут раздвигаться или складываться для удаления или приближения рукояток к телу райдера.
Многие модификации позволяют менять угол расположения руля. Регулируемый вариант позволит подстроить байк под разные условия движения, что повысит безопасность и комфортность или динамику и скорость.
3. Совместимость с диаметром руля и посадочным диаметром штока вилки.
При выборе учитывайте оба диаметра, и руля и штока, иначе можно купить деталь, которая не подойдет под колонку или не удастся закрепить руль.
Совместимость с диаметром руля:
- 22,2 мм – для стритовых и парковых ВМХ байков;
- 25,4 мм или 1 дюйм (стандарт) – для городских и BMX великов;
- 26 мм - для шоссейников;
- 28,6 мм – для некоторых горных байков;
- 31,8 мм (оверсайз) – для большинства горных байков;
- 35 мм – иногда встречается в топовых горных великах, но редко.
Совместимость с посадочным диаметром штока вилки:
- одно дюймовый;
- 1,125 дюйма;
- 1,5 дюйма.
4. Материал и метод изготовления.
Выносы руля изготавливаются из следующих материалов:
- алюминиевый сплав – легкий, достаточно прочный материал, применяемый в горных, городских и шоссейных великах;
- сталь – прочный, но тяжелый материал, применяемый в бюджетных ВМХ, горных и городских великах;
- хромомолибден – очень прочный материал, применяемый в высококлассных ВМХ и экстремальных байках;
- карбон – очень легкий и прочный материал, применяемый в топовых горных и шоссейных великах;
- титан - очень легкий и прочный материал, применяется редко.
Методы изготовления:
- Сварка – самый распространенный метод, надежность изготавливаемой детали зависит от качества сварного шва. Если он не достаточно качественный, то в случае большой нагрузки могут появиться трещины около рулевого штыря. По сравнению с кованными, сварные конструкции тяжелее, но проще в производстве, поэтому дешевле. Также всегда имеется большой ассортимент различных вариантов данного типа, подходящих под все размеры рулей и штоков.
- Ковка - самый оптимальный вариант, изготавливаемые детали отличаются прочностью, легкостью и долгим сроком эксплуатации. Сварных швов нет, поэтому нет и слабых мест. Недостаток – большая стоимость.
- Фрезеровка алюминиевых отливок – самые надежные, но дорогие и довольно тяжелые.
- Смешанные – зажим руля приваривается, а зажим штока вилки находится в теле кронштейна. Надежный, достаточно легкий вариант.