Выбор велосипедных тросиков и рубашек.
Тросики и рубашки входят в состав ободной или дисковой тормозной системы с механическим приводом, а также в состав системы переключения скоростей.
Тросики служат механическим приводом в системах переключения передач и торможения. Они прокладываются в специальных кожухах – рубашках и передают усилие от органов управления (манеток и тормозных ручек) на механизмы переключения скоростей и торможения (суппорта и колодки).
Во время эксплуатации тросики испытывают довольно большую нагрузку, они постепенно теряют натяжение, изнашиваются и могут даже лопнуть. Рубашки также постепенно изнашиваются, при этом увеличивается сопротивление трению. Поэтому тросики и рубашки требуют периодического техобслуживания: натяжения и смазки.
Рекомендуем иметь запасные комплекты тросиков и рубашек для тормозов и переключения передач. В случае необходимости, Вы сможете быстро их заменить. Отправляясь в длительный поход, возьмите их с собой, могут пригодиться.
При выборе тросиков и рубашек, нужно обращать внимание на:
- тип (для тормозов или переключения передач);
- материал тросика;
- диаметр тросика;
- материал внутреннего канала, оболочки, каркаса и колпачка рубашки;
- конструкцию металлического каркаса рубашки.
1. Трос.
Задача тросика – обеспечить четкую передачу усилия от органов управления к тормозным колодкам или перекидке передач. Для этого он должен быть достаточно прочным, гибким и хорошо скользить в кожухе.
Качественный трос изготавливается из многожильной нержавеющей стали и хорошо полируется, а иногда покрывается тефлоном, для лучшего скольжения в кожухе. Рекомендуем выбирать тросики с тефлоновым покрытием.
Хорошие тормозные модификации обычно толще, в остальном они похожи на модели для переключения скоростей. Главное отличие между тормозными и переключающими тросиками в форме набалдашника на конце.
2. Рубашка.
Рубашка – это металлическая трубочка, которая направляет тросик в нужном направлении при перемещении. Главное назначение рубашки – обеспечить плавные изгибы тросика при переходе от руля к раме, а также от рамы к тормозам или перекидке передач.
Рубашка состоит из:
- внутреннего канала;
- оболочки;
- металлического каркаса;
- колпачка.
Внутренний канал должен иметь минимальное сопротивление трению. Он может быть изготовлен из тефлона (фторопласта) или полиэтилена. Первый вариант намного предпочтительнее, поскольку не требуется дополнительная смазка, коэффициент трения скольжения у тефлона самый минимальный их доступных материалов.
Оболочка обычно изготавливается из пластика.
Каркас предпочтительнее из нержавейки. В нормальных великах металлические каркасы рубашек торможения и переключения передач отличаются по конструкции. В бюджетных байках от малоизвестных или неизвестных производителей конструкция одинаковая, что плохо сказывается на четкости переключения скоростей.
В тормозной модели металлический каркас кожуха представляет собой пружинную проволоку закрученную по спирали, которая не только защищает трос, внутренний канал и оболочку от механических повреждений, но и демпфирует натяжение троса. Если такой кожух применить в системе переключения, то выйдет "плавающее" натяжение, в результате невозможно правильно настроить суппорта на четкую работу.
В переключательной модели металлический каркас рубашки представляет собой продольные пучки проволоки из стали, которые не растягиваются и не сжимаются. Это исключает демпфирование тросика.
Колпачки изготавливаются из жести или точеной стали. Качественные модели с мощной пружиной должны оборудоваться точеными колпачками, дешевые жестяные не подойдут - все будет расползаться.