Выбор велосипедных тормозов.
Тормоза напрямую влияют на безопасность велосипедиста. От их исправности зависит жизнь велосипедиста, а от типа – эффективность торможения, поэтому к их выбору нужно отнестись серьезно. Ну и конечно, нужно следить за исправностью всей системы торможения. Колодки постепенно изнашиваются и требуют периодической замены. Хорошо иметь в запасе несколько колодок и брать их с собой в длительные поездки.
Основной параметр при выборе тормозов, это их тип. Современные тормозные системы для велосипеда делятся на следующие типы:
- ободные;
- дисковые механические;
- дисковые гидравлические;
- барабанные ножные.
В случае замены тормозов не забудьте проверить их совместимость с рамой и вилкой Вашего байка, не всегда там имеются места для крепления того или иного типа тормозов.
При выборе ободных тормозов обращайте внимание на:
- качество тросика, желательно тефлоновое напыление;
- качество и длину рубашек;
- качество и жесткость колодок;
- тормозные ручки;
- качество наконечников.
При выборе дисковых тормозов обращайте внимание на:
- диаметр ротора;
- стандарт крепления ротора (шлицевой, 6 болтовый);
- типоразмер колодок;
- материал колодок (органика, металлизированные);
- тормозные ручки и модуляцию.
Для механических дисковых тормозов также смотрите на качество тросиков, рубашек и наконечников. Для гидравлических учитывайте тип тормозной жидкости
1. Ободные тормоза.
Если Вы ездите в прогулочном стиле по городу в хорошую погоду, то ободные V-brake тормоза от известного производителя – именно то, что Вам нужно.
Ободные модели состоят из колодок, рычагов, тросика в «рубашке» и тормозных рукояток на руле. При нажатии на рукоятку тросик натягивается, рычаги прижимают колодки к ободу колеса, в результате возникает сила трения, которая останавливает велик. Силу прижима колодок можно в небольших пределах регулировать, сильнее или слабее нажимая на рукоятку.
Преимущества:
- небольшая стоимость;
- простота конструкции, легкость настройки и обслуживания;
- не создают нагрузку на втулку и спицы.
Недостатки:
- эффективность работы ухудшается при попадании на обод воды, грязи или снега, а также при наличии восьмерки колеса;
- обод и колодки постепенно изнашиваются;
- нежелательно длительно тормозить;
- затрудняется вращение колеса, когда грязь забивается между вилкой и тормозом;
- требуется частая подстройка колодок.
Ободные тормоза подразделяются на:
- V-brake — векторные модификации, рычаги имеют форму буквы V, самый распространенный тип;
- кантилеверные — предшественники V-brake, сегодня практически не применяются из-за необходимости частой настройки, притирания колодок и небольшой мощности торможения;
- клещевые — по форме напоминают клещи, их недостатками являются низкая надежность конструкции, большой вес и ограничение толщины покрышки.
- гидравлические — мощные дорогие модели, в которых приводом вместо тросика служит тормозная жидкость, встречаются редко.
2. Дисковые тормоза.
Для тех, кто планирует агрессивно (а тем более экстремально) ездить по горной местности, нужно смотреть в сторону высококлассной дисковой гидравлики от известного производителя.
Для любителей походов по горной или лесной местности также желательно выбирать дисковую гидравлику, но в случае ограниченного бюджета можно остановиться и на дисковой механике. В походах очень важна надежность, причем в любую погоду, дисковые тормоза ее обеспечат.
Дисковые модели состоят из ротора (диска), колодок, привода и рукояток на руле. Колодки изготавливаются из ферросплавов, трение которых об идеально ровную металлическую поверхность диска ротора обеспечивает большую мощность торможения, которая зависит от качества применяемых материалов колодок и диска, а также диаметра ротора.
Чем больше ротор, тем лучше усилие торможения. Стандартный диаметр ротора для хардтейла 160 мм (6 дюймов), его достаточно для поездок по городу и неагрессивного стиля езды. Увеличенный – 180 мм (7дюймов), понадобится для горной местности, агрессивного стиля езды и кросс-кантри. Большой диаметр – 203 мм (8 дюймов) – для экстремалов.
Дисковые модификации подразделяются на:
- механические;
- гидравлические.
Принцип действия одинаков. Отличается только привод, в механическом дисковом тормозе приводом служит все тот же тросик, который натягивается и передает усилие от рукоятки на руле к тормозным колодкам, зажимающим с двух сторон ротор, смонтированный на втулке колеса.
В гидравлических моделях роль привода выполняет тормозная жидкость. Они отличаются еще большей мощностью торможения, легкостью управления, надежностью и отличной модуляцией.
Преимущества:
- большая мощность торможения;
- высокая надежность работы в любую погоду;
- не требуется частая настройка;
- долговечность, не требуется частая замена колодок и ротора;
- не боится нагрева, можно длительно тормозить;
- легкость управления в гидравлических модификациях;
- отличная модуляция, особенно в высококлассных гидравлических моделях (можно тормозить резко или плавно);
- «восьмерки» не помеха эффективности работы;
- не изнашивают обод.
Недостатки:
- высокая стоимость;
- большой вес;
- высокая нагрузка на втулку и спицы в моделях со стандартным 6-ти дюймовым ротором (больший диаметр снижает нагрузку и увеличивает мощность торможения);
- гидравлические модели сложно отремонтировать в полевых условиях.