КОРОТКО:
Горные велосипеды - очень популярны у начинающих велосипедистов благодаря своей универсальности. Идеально подходят для участия в гонках и марафонах.
Предназначены для езды: по лесным и горным тропам, бездорожью, снегу, камням, грязи, паркам и городским улицам.
Особенность: спортивная посадка, резина с высоким протектором, мягкая вилка.
Основные параметры при выборе горного велосипеда:
1) Размер рамы - должен соответствовать росту;
2) Размер колёс - влияет на скорость и манёвренность;
3) Тип вилки - подобрать под вес байкера, воздушная для тяжеловесов;
4) Тип тормозов - дисковые эффективнее, гидравлические мягче, v-brake проверенные временем;
5) Класс переключателя скоростей - переключает любой, мягко не каждый.
РАЗВЁРНУТО:
Выбор горного велосипеда (маунтинбайка)
Маунтинбайк считается самым популярным видом велосипедов, причем каждый велосипедист использует его по своему усмотрению. Один путешествует по горной, лесной и пересеченной местности, другой ездит на работу или дачу, а третий просто любит прогуливаться по городским улочкам и паркам. Профессионалы гоняют кросс-кантри.
В зависимости от того, как Вы планируете использовать байк и нужно выбирать подходящую модель. При этом учитывается местность, по которой будете кататься, стиль езды, рост и вес велосипедиста, ну и конечно бюджет. Все это влияет на выбор оборудования байка, о котором поговорим ниже.
1. Размер рамы.
Размер рамы (ростовка) выбирается в зависимости от роста велосипедиста. У каждого производителя имеются таблицы, по которым выбирается ростовка велика. Это самый главный параметр, влияющий на удобство езды на велосипеде, а также на усталость. Неправильно подобранная ростовка перечеркнет все достоинства дорого байка с высококлассным оборудованием, Вы не сможете получать удовольствие от велосипедной езды! Так что уделите этому повышенное внимание.
Еще лучше, после выбора ростовки по таблице, прийти в магазин, отрегулировать седло по росту и попросить немного прокатиться на велике. Если ростовка выбрана правильно, кататься должно быть комфортно, ноги должны быть почти полностью выпрямлены в нижней точке кручения педалей, а в верхней точке – не должны касаться руля. Велосипедист должен упираться на педаль всем сводом стопы, а не только носком.
2. Размер колес.
Диаметр колес горного велосипеда может быть 26, 27.5 или 29 дюймов. Большие колеса имеют лучший накат, а также легче преодолевают неровности, встречающиеся на пути. Маленькие колеса более маневреннее и легче. Поэтому для поездок по дорогам лучше подойдут большие, 29-ти дюймовые колеса, для лесной местности 26-ти дюймовые, для горной без крутых поворотов – 27,5 или 29 дюймов.
Также, стоит учитывать рост велосипедиста, маленькие колеса не очень сочетаются с высокорослыми велосипедистами, им больше подходят 29-ти дюймовые колеса, если важна маневренность - тогда 27,5.
3. Амортизационная вилка
Амортизационная вилка является очень важным элементом любого горного байка, в хардтейлах ее ход обычно составляет 80-100 мм, она сглаживает удары и вибрации от неровностей, встречающихся на пути. В зависимости от класса байка, вилка может быть разного типа.
В бюджетных маунтибайках чаще всего устанавливают пружинно-эластомерный амортизатор, который не очень хорошо справляется со своей задачей, но для нечастых прогулок по не разбитым городским улицам, в случае ограниченного бюджета пойдет. Главное, чтобы вилка была от известного производителя, например RST. В качестве амортизатора используется стальная пружина, а эластомер выполняет роль демпфера, который не позволяет пружине слишком быстро разжиматься.
Если Вы хотите нормальную вилку, которая будет четко отрабатывать все неровности дороги, стоит выбрать байк, как минимум с пружинно-масляным амортизатором, конечно стоят такие велики дороже. Для велопоходов и ежедневной езды на работу это хороший вариант. Амортизатором в таких вилках служит все та же стальная пружина, но уже более высокого качества, а демпфером служит масляный картридж, который выполняет свою функцию намного лучше эластомера и обычно имеет регулировку отскока.
Для агрессивных поездок по горной или лесной местности, а также по разбитым дорогам, нужно смотреть в сторону воздушных вилок, в которых амортизатором и демпфером служит воздушный картридж. Конечно, стоит воздушная вилка дорого, но она полностью отрабатывает свою цену! Хотите гонять по ухабам – только воздушная вилка. Они бывают любительские и профессиональные. Для кросс-кантри лучше последний вариант.
4. Тормоза
Тормозная система отвечает за Вашу безопасность, поэтому к ее выбору также необходимо подойти серьезно.
В последнее время часто велосипеды оборудуются дисковыми тормозами, даже бюджетные модели. Это стало очень модно, поэтому многие новички ищут велик именно с дисками. Но учтите, что хорошие дисковые тормоза стоят денег, а дешевые работают плохо.
Поэтому, неплохо если бюджетный велик будет оборудован ободными тормозами от известного производителя. Хотя, если Вы можете потратить на байк около 40 тысяч рублей и более, уже можно, и даже рекомендуется смотреть на дисковые тормоза. Причем дисковая гидравлика имеет большое преимущество перед дисковой механикой, но и стоит дороже.
При небольшом бюджете (около 32-35 тыс. руб.) на дисковые тормоза стоит обратить внимание в том случае, если Вы будете ездить на велосипеде в любую погоду, им в отличие от ободных, не страшны налипания снега и грязи на ободах, торможение от этого абсолютно не пострадает.
5. Переключатели скоростей
Ниже приведем группы горных трансмиссий и их назначение. Они отличаются количеством передач, надежностью, долговечностью, четкостью работы, весом и конечно стоимостью.
- прогулочная группа: Shimano Tourney – для нечастых прогулок;
- начальная любительская группа: Sram X.3, X.4, Shimano Altus, Acera – для ежедневных поездок на работу;
- средняя любительская группа: Sram X.5, Shimano Alivio – для походов и ежедневных поездок;
- высокая любительская группа: Shimano Deore - для агрессивной езды и походов;
- полупрофессиональная группа: Sram X.7, Shimano SLX – для агрессивной езды с элементами спорта;
- профессиональная: Shimano XT, XTR – для кросс-кантри и других спортивных дисциплин.
Мы рекомендуем обращать внимание и на кассету задних звезд, это должна быть именно кассета, а не трещетка, она хоть и дороже трещетки, но значительно надежнее. Бюджетный, но очень неплохой вариант кассеты - SHIMANO HG200-8. Кассета среднего класса – SHIMANO Alivio HG400-9.